Системное мышление в жизни и бизнесе
Как с помощью системного подхода описать текущий вопрос, проблему, задачу, и найти новое решение.
Данная техника разработана на основе модели S.C.O.R.E. – эффективная модель организованного сбора информации.
Чтобы описать систему – нужно выйти за ее пределы
(пресуппозиция системного мышления)
СИСТЕМНЫХ ПОДХОД ИЗМЕНЕНИЯ СУДЬБЫ
Создайте таблицу из пяти колонок:
- Признаки
- Причины
- Результат
- Ресурсы
- Эффекты
Важно определить точку «А», где мы сейчас. Описание признаков проблемы, вопроса, задачи.
Выпишите в таблицу, колонка «признаки», все сенсорные признаки точки «A».
Например, как я могу увидеть, почувствовать и понять, чего я хочу.
По принципу «вижу - слышу - чувствую – понимаю».
Вопросы для самодиагностики:
- Как конкретно вы понимаете, что данная проблема или вопрос существует?
- Что конкретно вы видите, из чего делаете вывод, что эта проблема реальна, а не надумана?
- В каких конкретных ситуациях она появляется?
- В каких конкретных ситуациях она исчезает?
Описывайте каждый признак проблемы по порядку.
Учитывайте взаимодействие внутренних и внешних образов (мыслей, слов, звуков, ощущений, эмоций, чувств).
Выпишете максимальное количество признаков.
Выпишите в таблицу, колонка «причины», причины и объяснения проблемы, задачи, вопроса:
- видение причин негативных ситуаций;
- список существующих ресурсов;
- план ближайших действий;
- другие причины.
Вопросы для самодиагностики:
- На что внутри вас, вашей системы опирается каждый из признаков, названных вами?
- Почему внутри вас, вашей системы возможен такой признак?
- Чего на самом деле, хотелось вам, вашей системе, в результате чего появился такой признак?
- Что хорошего дает вам этот признак?
- В чём выгода от его существования?
Выпишите причины к каждому признаку!
На что еще может опираться эта проблема, вопрос, задача?
Критерий полного заполнения колонки «причины»:
Ценности, убеждения, намерения, конфликтуя между собой поддерживают проблему.
Вторичные выгоды - значимые для человека или для системы потребности, которые косвенно удовлетворяющаяся данным поведением.
Вторичные выгоды всегда позитивны:
Например, когда амбициозный человек с творческими талантами, попадает в среду, где он не востребован. Часто бывает, что такой человек будет продлять агрессию к окружающим. Тем самым компенсируя свои творческие потребности и амбиции. Со стороны видно агрессивного человека. А если выявить его вторичные выгоды, внутри он удовлетворяет своё позитивное намерение к творчеству и росту.
Вторичная выгода часто находиться за пределами сознания и может противоречить позитивному ВНЕШНЕМУ намерению.
Например:
Позитивное внешнее намерение:
Человек заявляет, что хочет быть богатым и хочет зарабатывать больше.
Вторичная выгода:
Но в реальности он избегает ответственности и пассивен, так как он стремится к жизни лёгкой и свободной.
Когда нет вариантов для достижения скрытого позитивного намерения напрямую - появляется вторичная выгода!
Результат важно сформулировать в позитивных терминах:
- что вы увидите услышите и почувствуете когда достигнете результата?
- какие образы звуки или движения говорят, что Вы добились именно своего результата?
Отдохните 5-10 минут.
Перечитайте заново созданный вами список.
Что вы получите или к чему стремитесь, когда разрешите проблему, вопрос, задачу?
Войдите с в состояние «мечтатель»:
- расположитесь по удобнее;
- откиньте голову назад;
- расположите ваш взгляд вверх под углом 45 градусов.
Задайте себе вопросы:
- Чего я хочу получить в результате? (в место признаков проблемы)
- Что действительно хочу именно Я?
Закройте глаза, расслабьтесь, просто мечтайте!
Сделайте это прямо сейчас!
Выпишете все свои мечты и выделите один, объединяющий все ваши мечты и желания, самый важный, самый желанный результат!
Помните, результат всегда формулируется позитивно.
Например:
Формулировка «ОТ»: «я не хочу мало зарабатывать».
Позитивная формулировка: «Я намерен зарабатывать от 500 тыс. руб. в месяц».
Формулировка «ОТ»: «не хочу рано вставать».
Позитивная формулировка: «хочу высыпаться каждой ночью и чувствовать утром себя бодрым и веселым».
Запишите свои формулировки результата в колонку «результат».
Сформулируйте и запишите 4 четких критерия формирования своего результата.
Представьте себе фильм, где вы в главной роли, понаблюдайте за собой:
- что вы видите, что вы слышите, что чувствуете, когда достигните результата?
- где вы находитесь?
- как вы выглядите?
- кто вас окружает?
- опишите, какие вы видите образы, что вы слышите, когда вы понимаете, что достигли результата;
- дайте метафору этому состоянию, как бы вы его назвали?
Вы готовы взять ответственность за получение результата?
Действительно ли он вам нужен?
Вы правда хотите достичь поставленной цели?
- закройте глаза;
- представьте где-то перед собой свой результат;
- определите, как близко он находится, как он выглядит, какого он размера;
- почувствуйте его близость!
И когда почувствуете, что вы готовы, произнесите в слух:
«Я готов! Я отвечаю за результат! Я справлюсь! Я пройду!»
Повторяйте эти слова до тех пор, пока не почувствуете в теле приятную энергию, это то чувство, чувство готовности. Вы его ни с чем другим не перепутаете. Критерий – Я ГОТОВ!
Запомните это чувство – чувство готовности.
В случае, если вы выбрали не тот результат (вы поймете это на уровне ощущений).
Вернитесь на шаг 6, и проверьте все ли вы предусмотрели, действительно ли вы готовы взять за него ответственность.
Проверка на ментальном уровне:
- представьте себе, что вы уже достигли поставленной цели;
- оцените по 10 бальной шкале, на сколько вы довольны полученным результатом;
- как достигнутая цель влияет на вас и на окружающих?
- есть ли что-то, что стоит добавить, что изменить?
- какой вы будете, когда вы достигните цели дома, на работе, на отдыхе?
- как вы будете себя чувствовать?
- как изменится отношение с близкими людьми?
Проверка с помощью ощущений (интуиции):
Представьте себя в будущем, просто пофантазируйте:
- представьте, вы в том будущем, когда достигли результата;
- мысленно войдите в образ своего результата;
- почувствуйте себя в этом окружении, можете услышать звуки, и может быть даже почувствовать какие-то переживания. Где они в теле?
- насколько вы довольны этими переживаниями?
- вы чувствуете радость от достигнутого результата?
- мотивирует ли он вас на дальнейшие действия?
- переживите это стояние.
И когда вы полностью будете готовы, ответьте себе на вопрос — это то, чего я хочу?
Вы поймёте, даже почувствуете, ваша это цель или нет.
И если нет, то вернитесь на шаг 4, проверьте все критерии и заново сформулируйте результат.
- посмотрите на свой список и определите для себя самое простое и элементарное действие, тот самый первый шаг (критерии простота, и легкость в выполнении).
Важно!
Это действие должно быть четким, конкретным и новым!
Помните:
Не получается? Сделай по-другому!
Определите точную дату и время выполнения этого шага (критерии – это то, что хочется начать делать).
Заполните колонку «ресурсы» - перечислите необходимые ресурсы для достижения результата.
Вопросы для самодиагностики:
- что мне может помочь для достижения результата?
- какие способности стоит развить для достижения результата?
- какие внутренние способности и навыки я уже имею?
- какие люди мне смогут помочь в достижении результата?
- какие еще внешние ресурсы мне могут помочь для достижения результата?
- что я уже имею для достижения результата?
- что мне понадобится для достижения результата?
- что может помешать при достижении результата?
- как я могу предусмотреть возможные помехи на пути достижения?
- что мне для этого может понадобится?
- что еще я не предусмотрел?
Проведите анализ таблицы и выделите ключевые факторы успеха.
Вопросы для самодиагностики:
- какие факторы являются ключевыми и объединяющими для достижения цели?
- какие факторы поведут за собой автоматическую активацию последующих действий?
- какие действие максимально ведут к изменению, а систему к полученному результату?
- как можно одним действием выполнить одновременно несколько задач?
Такие факторы могут быть уже сформулированы в таблице, над какими-то стоит еще подумать.
Формулируя ключевые факторы успеха, помните: «чтобы описать систему, нужно выйти за ее пределы».
Запишите в колонку «эффекты» результаты от достижения поставленной цели.
Что будет, когда вы уже достигли результата.
Представьте себе, что вы достигли поставленной цели. Все результаты получены и активизированы необходимые ресурсы.
И вот вы наблюдаете себя со стороны два года спустя:
- что изменилось в вашей жизни?
- что вы принесли нового в свою жизнь?
- что изменилось?
- какие отношения с близкими, с друзьями, коллегами?
- насколько вы обеспеченный человек?
- насколько вы нравитесь себе?
- довольны ли вы такой жизнью?
В случае, если вы выявили «негативные» эффекты, вернитесь на шаг 9, и заново определите все необходимые ресурсы. Критерии – вы имеете только положительные эффекты.
Вы проделали очень большую работу, поблагодарите себя!
И теперь, если подытожить, вы получаете:
- Четко сформулированную цель (результат) – ваш путь и направление движения;
- Мотивацию – энергию для достижения цели;
- Ресурсы – с помощью чего или кого вы достигните цель;
- Эффекты – ради чего вы решаете это проблему, задачу, вопрос и идете к своей цели.
Заново пробегитесь по таблице и убедитесь, что вы:
- сформировали намерение и определили ключевые факторы успеха;
- определили ресурсы для управления системой и нашли варианты получения удовольствия от жизни;
- нашли принципиально новое, четкое и конкретное решение проблемы, вопроса, задачи;
- вы готовы действовать!
Продолжение следует...
Нажмите кнопку «Сказать спасибо»
Подпишитесь на мои публикации:
Перейдите по ссылке и нажмите кнопку «Подписаться на автора»
Через форму B17:
https://www.b17.ru/naumov_vitaly/
WhatsApp, телефон:
+7 908 63 11 911